На главную  Анализ 

 

Книжная «Аврора». Автор замечательных иллюстраций к знаменитой книге «Приключения капитана Врунгеля», карикатурист журнала «Крокодил», В. Боковня пришел в «Аврору» в самый трудный, наверное, момент жизни этого издательства. Созданное в 1968 году, в советские времена оно работало преимущественно «на экспорт». Большой коллектив, располагавшийся в просторных помещениях знаменитого дома на Невском, 7/9, выпускал для Европы и Америки роскошные альбомы с репродукциями картин, находящихся в залах и запасниках отечественных музеев. Дело было беспроигрышным и крайне выгодным экономически.

 

Разговаривать с Виктором Ивановичем Боковней, заслуженным деятелем культуры, профессором Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица, в прошлом знаменитой «Мухи», и одновременно прекрасным художником, мне просто: мы знакомы уже давно. Однако на этот раз мы решили поговорить и о другой ипостаси его работы: Виктор Иванович занимает и пост директора знаменитого в Ленинграде-Петербурге издательства «Аврора».

 

У многих издателей в прошедшие годы руки опустились от бессилия. Но только не у Виктора Боковни. Преодолев трудности переселения, приватизации и другие преграды, он удержал на плаву славное в прошлом издательство. Оно работает! Книги выходят такие, что у библиофилов не только в России текут слюнки. В мае прошлого года на книжной ярмарке в Праге люди чуть ли не на коленях молили продать им «авроровский» трехтомник «Русская живопись ХХ века». Студенты художественных вузов гоняются за учебными пособиями по офорту и рисунку, а юристы покупают «Свод законов Российской империи», первый том которого нынешняя «Аврора» выпустила совместно с Историческим архивом.

 

Однако наступили новые времена, и в 1998 году издательство оказалось на грани краха. Только что пришедший туда Виктор Боковня нашел в себе (и, замечу, в коллективе) силу и мужество повернуть «Аврору» к новой жизни. Время бросило ему ряд вызовов, с которыми справиться было совсем нелегко. Случился развал централизованного руковод­ства и финансирования, крах прекрасно отлаженной в советские времена системы реализации книг. «Авроре» пришлось освободить престижное помещение и перекочевать на меньшую «жилплощадь» в здании, находящемся на углу улицы Белинского и набережной реки Фонтанки.

 

Впрочем, давайте говорить конкретно. Виктор Боковня выложил передо мной книгу, при одном виде которой у меня перехватило дух. Она называется «Реклама в России XIX – первой половины XX века». Не буду говорить о ее научной ценности. Во времена нашей глупой и бездарной рекламы она демонстрирует образцы великолепного творчества отечественных художников, которые не слепо копировали западные образцы, а, пропагандируя отечественных промышленников и предпринимателей, делали само Искусство! Книга вышла при поддержке Комитета по печати – издатель­ство получило средства на печать тиража книги и на материалы.

 

Кстати, глава «Авроры» уже несколько лет входит в состав Издательского совета при губернаторе Санкт-Петербурга. Но это не слишком облегчает ему путь на трудной стезе отечественного издателя качественной литературы. И тут на помощь ему и другим петербургским издательствам приходит нарастающая с каждым годом материальная помощь администрации нашего города (она оказывается в рамках поддержки книгоиздания), а также некоторая финансовая поддержка Федерального агентства по печати и СМИ.

 

И вместе с тем деньги на бытовые расходы могут быть беспрепятственно вручены всем желающим при предъявлении ими «двух документов».

 

«Но проблем тоже немало, – отмечает Виктор Иванович. – Затраты возвращаются издательству не раньше, чем через пару лет. А сред­ства на производство издания нужны немедленно». Проблема действительно острая: банки при декларируемой ими поддержке малого бизнеса, тем не менее, крайне неохотно выдают ему кредиты.

 

Спасительным средством является сотрудничество с надежными партнерами. К сожалению, их немного. Но все же главную роль играет активная помощь городской администрации. Она выражается не только в предоставлении материальной поддержки для выпуска «социально значимой» литературы, безусловно, необходимой обществу, чтобы не загубить его культуру и духовность. Санкт-Петербург в лице его правительства оказывает громадную поддержку «малым» издательствам, предоставляя им льготы по арендной плате, традиционно выделяя для них бесплатную выставочную площадь на Международных книжных салонах. Очередная такая экспозиция откроется в выставочном комплексе «Ленэкспо» 24 апреля.

 

Вторая причина, тормозящая активную деятельность «малых» издательств, выпускающих очень нужную людям, высококачественную литературу, – разрушенная система книгораспространения. Крупные издательства создают мощные холдинги, включающие типографии и книготорговые сети, предпочитая в первую очередь реализовывать собственную продукцию. Они неохотно принимают для этой цели книги других издательств.

 



 

Знаки, съезды, разметка и... свежий воздух. «Не прикасайся к Помазаннику Моему!». Управа все-таки нашлась. Что наша жизнь?.. Вода!. Полезный визит. ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Плата за лифт: решение есть!.

 

На главную  Анализ 

0.0109
Яндекс.Метрика