![]() |
На главную Анализ
Каждый имеет право на бесплатное образование. – Естественно, первый вопрос к вам как специалисту: в какой вуз советуете поступать? В Петербурге началась пора вступительных экзаменов в ВУЗы. Нет сомнения: в ближайшие пару месяцев одним из самых влиятельных и уж точно самых заметных городских чиновников станет председатель городского комитета по науке и высшей школе Александр ВИКТОРОВ. С ним побеседовала корреспондент «Петербургского дневника» Анастасия ГОРБУНОВА. – По данным городского центра профориентации молодежи, большой процент выпускников хотят быть менеджерами, юристами или экономистами. В то же время многим из них эти специальности совершенно не подходят. В каких специалистах реально нуждается наш город? – В любой качественный. Хотя, конечно, есть и модные специальности. Но к последним нужно относиться осторожно – сегодня они модные, а завтра уже нет. Кроме того, сейчас мы с тревогой отмечаем увеличение процента поступающих в вуз без определенной мотивации. Когда я заканчивал школу, шло мощное освоение космоса, океана – в моде были физики-лирики и инженеры – у нас была сильная мотивация. Сейчас наибольший процент детей, обдуманно поступающих в вуз, наблюдается в транспортных университетах. Ведь мимоходом туда попасть затруднительно. С другой стороны, есть проблемы трудоустройства у менеджеров и экономистов. Но мне кажется, это временное явление. Экономика находится в переходном периоде, и на рынке труда идут непростые процессы. Работодатели сейчас предпочитают работать на вторичном рынке и меньше привлекать выпускников. Но драматизировать ситуацию я бы не стал. Хотя, конечно, поступая в экономический вуз, человек должен иметь ввиду, что через 5 лет ситуация может и усложниться. – Петербург – город высоких технологий, науки и образования. Поэтому, безусловно, востребован весь блок профессий, связанных с информационными технологиями, проектированием в этой отрасли. Кроме того, нужны специалисты в области биотехнологий, физики, математики. – По нашему законодательству человек имеет право независимо от возраста один раз в жизни получить бесплатное высшее образование. Хоть в 70 лет – возрастных ограничений у нас сейчас нет. – В развитых странах второе бизнес-образование только платное. А первое доступно всем: в Германии оно полностью бесплатное, в США дают кредиты. Имеет ли человек, получивший платное образование, право на бесплатное второе? – Объективно в мировом масштабе существует и развивается единое пространство знаний, получаемых в результате научных исследований, и единое пространство передачи этих знаний – образовательное пространство. Одним словом, академическая и исследовательская мобильность интенсивно развиваются. Поэтому правительство России правильно поступает, развивая эти виды мобильности и интегрируя Россию с мировыми исследовательским и образовательным пространствами. Даже во времена железного занавеса существовал обмен между учеными и научными коллективами, преподаватели вузов ездили на стажировки. Хотя, конечно, этот обмен был жестко регулируемым. – Министерство образования и науки РФ настаивает на включении России в международное образовательное сообщество, Болонский процесс. Чем нам это грозит? Болонский процесс актуален для объединившейся Европы, так как ЕС получила при объединении образовательное пространство в виде лоскутного одеяла. Поэтому сейчас Европа строит единое образовательное пространство. Для России интеграция с единым образовательным пространством гораздо проще, нежели с образовательными пространствами каждой из стран. Такой позитивной ситуацией необходимо воспользоваться. Развитие России интегрировано с мировыми исследовательским и образовательным пространствами – и это благо для страны. При этом не следует бояться утечки мозгов. Во-первых, она в настоящее время сокращается. Прежде всего, это произошло из-за того, что развитые страны поняли, что им гораздо дешевле создавать рабочие места для высококвалифицированных специалистов в России, чем перетаскивать специалистов к себе в страну и там решать все социальные вопросы. А во-вторых, этот процесс – категория сугубо экономическая. Общество и государство должны адекватно ценить умных людей. Утечка мозгов стимулирует правительства любых стран повышать уровень жизни ученых и педагогов.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() На главную Анализ 0.0178 |
|