На главную Анализ
Бог? Это – Слово!. – Иван Михайлович, как вы относитесь к продолжающейся дискуссии: действительно ли в России происходит «клерикализация науки»? Другими словами, а есть ли Бог? А если есть, то мешает ли вера в него заниматься научной деятельностью? В российских СМИ продолжается оживленная дискуссия вокруг так называемого «письма академиков» – обращения к президенту Владимиру Путину 10 членов Российской академии наук, где они выступили против якобы усиливающейся в России «клерикализации образования и науки». Мы уже писали, что мнение этой небольшой группы ученых, конечно, не отражает мнения всего научного сообщества и исторической традиции (многие великие ученые верили в Бога). Публикуем сегодня интервью на эту тему с академиком РАН, профессором Восточного факультета СПбГУ Иваном Стеблиным-Каменским, который давно и напряженно размышляет о самых сокровенных проблемах бытия. И вера занятиям наукой ни в коей мере не мешает. К тому же я полагаю, что никакого противоречия между эволюционизмом (теорией Дарвина) и креационизмом (учением о создании человека Богом) вообще нет. Ведь эволюционизм относится к материальной жизни, к физиологии человека, а не к его духовной сути. Отрицать эволюцию среди животных и растений невозможно, а на человеке мы наблюдаем ее воочию. Все мы видим, что человек непрерывно меняется, в том числе и физически. Достаточно вспомнить хотя бы о доспехах средневековых рыцарей, которые мы видим в музеях, – они очень маленькие и современному человеку уже никак не подходят. Люди стали крупнее и выше ростом, «крупногабаритные» дамы в джинсах, женоподобные юноши с тонкими изнеженными пальчиками, не знающими физического труда, у всех на виду. Люди меняются и внешне, и внутренне. Как преподаватель, я заметил, что современные студенты стали хуже запоминать. Не знаю, что в точности влияет на ослабление памяти подрастающего поколения: телевидение, компьютерные игры или что другое. Но изменения – налицо. Как «животное» человек – продукт эволюции, это очевидно. – Об этом лучше всего сказал когда-то Антон Павлович Чехов: «Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-либо одну из этих двух крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и он обыкновенно не знает ничего или очень мало…» «Без веры человек жить не может», – писал Чехов, и я хочу считать себя верующим. Сколько ни бьются лингвисты над проблемой происхождения языка, ничего пока не придумали, а во Французском лингвистическом обществе вообще запретили заниматься этой проблемой. Есть гипотезы, что язык произошел от боевых выкриков или охотничьих возгласов, или в результате имитации криков животных, была и теория (академика Марра) о происхождения языка от языка жестов и т. д., но ни одна из них не получила всеобщего признания. Я убежден в том, что происхождение языка есть чудо, это и есть Бог! Мгновение, когда звук перестал быть просто звуком, а превратился в слово, – и стало мгновением креационизма, т. е. создания человека. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – так начинается Евангелие от Иоанна. Но совсем другое – духовная сторона жизни. Человек, в конечном итоге, отличается от животного только тем, что владеет словом. Слово – это чудо, другими словами, это и есть Бог. Мало того, некоторые научные открытия прямо подтверждают факты из Библии, которые раньше прагматики считали мифами. Например, недавно генетики доказали, что человечество происходит от одной пары. Фигурально говоря, от Адама и Евы, о чем и говорится в Библии. Кстати, люди уже давно знают, что слово обладает необычайной, могучей силой. «Словом разрушали города!» – писал Николай Гумилев. «Злые языки страшнее пистолета!» – утверждал Грибоедов устами одного из своих литературных персонажей. «Слово лечит, слово и калечит», – гласит народная мудрость. Давно настало Царство Духа,И плоть низвергнутас престола.Материя, как потаскуха,Нам, продаваясь, чушьпорола.Матерьялизм, как и все измы,Несостоятелен и глуп,И тем в аду вставляют клизмы,Кто на его польстится труп. А сам я на этот счет написал стихи: Думаю, что большинство великих ученых искренне и горячо верили в Бога. Ньютон, например, Эйнштейн, а у нас – академики Павлов и Ухтомский и многие другие. И эта вера нисколько не противоречит науке. А поэтому у меня вызывает удивление, что упомянутые академики-подписанты прямо с каким-то отвращением рассуждают про веру. А ведь вера – это же дар Бога! Надо молиться и просить Бога, чтобы он дал нам веру, вместо того чтобы ее отвергать. А если они этого делать не хотят, то нам остается за них только молиться… Известно, что многие великие ученые верили в Бога… В любви смысл жизни. В том, чтобы помогать другим, любить их, облегчать жизнь ближним. Как писал один персидский поэт: «Вера, – снова цитирую Чехова, – есть способность духа. У животных ее нет, у дикарей и неразвитых людей – страх и сомнения. Она доступна только высоким организациям…»Вообще Бог – это любовь. – Иван Михайлович, известно, что в вашей семье пять детей. Как их воспитывали? «Наставника спросилсегодня я:Скажи, в чем смысл земного бытия.Мудрец в ответ: чтобне обидеть ближних,Чтоб к мести не рвалась душа твоя!» Детей надо любить, надо хвалить, нельзя их унижать. Я часто сталкиваюсь с тем, как преподаватель в раздражении говорит ученику: «Ты – дурак, ничего из тебя не выйдет!»Но если такое говорить человеку, ругать его, унижать, то так и будет. Ничего и не выйдет. – Мы детей крестили, водили в церковь. Моя жена поет в хоре, жена и дочь пишут иконы. Один из сыновей – богослов по образованию, окончил богословский факультет, а другой сын – Коля – поет в хоре. Ему это очень нравится. А если его не любить, то из ребенка вырастет ущербный человек или даже преступник. Думаю, что главный порок современного общества – отсутствие или недостаток любви внутри семьи. Когда мы были молодыми, я этого еще в полной мере не понимал. Не могу сказать, что я сам вел себя тогда так, как надо. А чтобы вышло, надо хвалить ребенка, надо его воодушевлять. В этих странах нет домов для престарелых. Отец и мать – самые уважаемые люди на свете. Не может быть, чтобы дети оставили их без попечения. Нет там и детских домов. Родственники, даже если отец и мать погибнут, всегда возьмут сами на воспитание ребенка. Знаете, почему в странах Азии невозможна демократия? Потому что там детей воспитывают в уважении и в беспрекословном послушании старшим. Знаете, как там голосуют? «Как отец скажет, за того и буду голосовать!» – говорит восточный юноша. – Нет, думаю, что не надо. Наше общество к этому не готово. Я не уверен, что если батюшка придет сегодня в школу и начнет проповедовать, то у него это получится. Никто не готов к таким занятиям. А вот преподавать в школах историю религий можно и, наверное, нужно. – Надо ли преподавать православие в школах? – Да, такие случаи были. – Были ли в вашей жизни случаи, которые бы подтверждали: да, Бог есть? – Увы, это трудно сделать. Невозможно выразить словами. Поскольку это связано с сугубо личными, интимными переживаниями, с любовью… Такие мысли «о духовном» я выражаю стихами: – Не могли бы вы их описать?
Проблем с хлебом не будет. Молодым теперь у нас… надбавка!. Второй план ГОЭЛРО. Почему Путин нужен России?. Зачем нам профилактика?. Большое видится на расстоянии. Дороги будущего. На главную Анализ 0.0162 |
|