На главную  Анализ 

 

Что везет колесница Славы?. Высота колесницы Славы почти 10 метров, ширина по фронтону – 15,6 м.

 

Какой самый большой по объему старинный памятник Петербурга? Мало кто правильно ответит на этот вопрос. Это – великолепная колесница Славы, венчающую арку Главного штаба. А ведь, когда ее соорудили, она чуть не развалилась, а совсем недавно – едва не сгорела…

 

Проект архитектора Карло Росси предполагал поначалу, что на крыше арки Главного штаба будет установлена отлитая из чугуна композиция из двух женских фигур с воинскими атрибутами и гербом государства. Но одобривший идею Александр I умер, а Николай I, имевший инженерно-строительное образование, решил изменить проект, придать ему большую помпезность. Он предложил установить на арке римскую триумфальную колесницу, в которой богиня Славы следовала бы прямо к дворцу. Над проектом вновь поработал Карло Росси, а император «высочайше утвердил» его.

 

Она была установлена в 1828 году в честь победы над Наполеоном. Расположенная на крыше великолепной арки – прямо напротив окон царской резиденции, Зимнего дворца, она объединяет два протяженных здания. В них располагались Главный штаб и два министерства – иностранных дел и финансов. Колесница Победы и фигуры воинов, созданные по моделям скульпторов С. Пименова и В. Демут-Малиновского, олицетворяют славу России, победившей в войне 1812 года.

 

Переделка прежнего проекта производилась в спешке. Сразу стало ясно, что отливать колесницу из чугуна нельзя: ее вес составил бы 80 тонн. Никакая арка не выдержала бы такой тяжести. Росси предложил изготовить колесницу и фигуру Славы из листовой меди толщиной 3 мм. При этом она весила бы в пять раз меньше. Царь не возражал.

 

Спешка делу вредит

 

…Ветры и дожди приступили к своей коварной работе. Детали каркаса начали ржаветь, швы между тонкими листами меди расходиться, болты отваливаться и прочее, прочее… На первую реставрацию памятника в 1896 году выделили всего 500 рублей, которых хватило только на то, чтобы покрыть толем крышу под колесницей. А сам монумент продолжал разрушаться.

 

Сам Росси никаких чертежей и расчетов не делал, выполнил лишь рисунки. Все работы производились на Александровском чугунолитейном заводе. Тогда-то и выявилась необходимость еще большего облегчения строительного материала. В итоге толщина медных листов составила 0,8–1 мм. Из них и собрали памятник, по­красили его масляной бронзовой краской. Он был открыт 14 октября 1828 года.

 

Однако и на этот раз ограничились полумерами – отреставрировали медные оболочки монумента, использовав для этого более 66 пудов красной меди. А вот разваливающееся основание памятника и каркас остались без внимания.

 

Вскоре богиня Славы стала «одноногим инвалидом», а дву­главый орел – символ государ­ства – потерял медную голову и оба крыла. Все понимали – необходим срочный и основательный ремонт, однако переписка по этому поводу чиновников разных министерств и ведомств заняла еще… около 10 лет. Новая реставрация памятника была осуществлена фирмой «А. Моран» только в 1906 году.

 

Радикально отремонтировали самый большой монумент города только в наши дни, когда Петербург готовился к празд­нованию своего 300-летия. Тогда были установлены новые стальные конструкции, укреплена арка, появился водоотвод, внутренние помещения были снабжены вентиляцией. Облицовку скульптуры, как и прежде, выполнили из меди. Но для большей прочности листы соединили между собой аргонно-дуговой сваркой.

 

Второе рождение

 

Внутри фигур лошадей в толще пены установили резонансные гасители колебаний – двухпудовые маятники, настроенные в резонанс с естественными колебаниями фигуры. Для защиты меди от коррозии всю поверхность скульптуры в три слоя покрыли специальным составом – под патинированную бронзу.

 

Были применены и другие современные технологии. Так, все свободное пространство в полостях фигур заполнила полиуретановая пена – прекрасный консервант для стальных каркасов. Скрытая от солнечного света отвердевшая пена десятки лет не меняет своих свойств, придавая дополнительную проч­ность всему сооружению.

 

Огонь с неба

 

Ждали реставраторов и сюрпризы. Чеканщики XIX века оставили в полости монумента свой инструмент. А современные мастера заложили в отреставрированную скульптуру металлическую капсулу с именами всех участников работ.

 

Однако самое поразительное случилось потом. Через две недели, как рассказывает один из современных историков Петербурга, на уличных рекламных щитах вдруг появились огромные постеры «Петербург встречает новое тысячелетие», на которых колесница Славы была изображена в зареве пожара. Неужели художник мог предвидеть несчастье и запечатлеть его на полотнище, заготовленном задолго до праздника? Разумеется, нет! Просто колесница была изображена автором плаката в лучах солнца, весьма напоминавших языки пламени.

 

Но колесницу Славы ожидали новые испытания. В ночь празд­нования начала нового тысячелетия в «богиню» случайно попала пиротехническая ракета. Загорелись строительные леса, скульптура расплавилась и… понадобилась новая реставрация.

 

Есть на арке Главного штаба и еще одна диковина: огромные электрические часы, первый такого рода уличный хронометр в Петербурге. К работе их готовил в 1903 году знаменитый Дмитрий Менделеев, задумавший подвести электрический кабель к зданию Министерства финансов. Оно, как сказано выше, размещалось в одном из крыльев Главного штаба. Первоначально известный ученый предлагал установить часы в одном из окон, что упрощало бы их обслуживание.

 

Первые электрочасы

 

С ними однажды тоже случился казус. Когда в 30-х годах прошлого века ремонтировался Обуховский мост, строители обнаружили электрокабель, которого не было в плане. Недолго думая, рабочие обесточили его. В ту же секунду будто бы остановились часы под аркой Главного штаба. Оказалось, что кабель соединял их с Пулковской обсерваторией, откуда подавались сигналы точного времени.

 

Однако позднее хронометр с двухметровым циферблатом было решено подвесить непо­средственно на улице. Менделеев назвал эту затею весьма рискованной, однако к нему не прислушались. В 1905 году часы, изготовленные Августом Эриксоном с надписью «Главная палата мер и весов. Точное время», поместили как раз в том месте, где они находятся и сейчас.

 



 

«Не кабинетный я человек...». «Надежность НПФ? На какие же показатели ориентироваться при его выборе?». В Петербурге пройдет эстафета олимпийского огня. Премьер-министр Канады. Стивен Харпер. Валентина Матвиенко: «Я как работала, так и буду работать в Петербурге». Диалог с городом. Столица инноваций.

 

На главную  Анализ 

0.006
Яндекс.Метрика