На главную  Анализ 

 

Чтобы за державу не было обидно. Для бизнесмена такого рода контроль связан с загадочным словом «растаможка» и большим числом формальностей. И мало кто знает, что на «государевой службе» есть прямые наследники легендарного Верещагина из бессмертного кинофильма «Белое солнце пустыни». Их около трехсот. Все они – сотрудники Северо-Западной оперативной таможни (СЗОТ).

 

Рядовому гражданину таможня представляется порой весьма упрощенно – в облике молодого человека или девушки в зеленой форме, несущих службу у стойки контроля международного аэропорта. Они вежливо интересуются наличием запрещенных к ввозу или вывозу предметов и готовы, если понадобится, исследовать содержимое багажа путешественника с помощью специальной аппаратуры.

 

Преступник должен сидеть в тюрьме

 

Дел у оперативников, можно сказать, по горло. Соответствующие и результаты. Генерал-майор таможенной службы Сергей Паддубский, возглавивший СЗОТ летом 2005 года, убежден, что практически за каждой попыткой провоза контрабанды стоят организованные группы. И потому отчитываться сведениями только о количестве изъятий неправильно. Надо выявить всю цепочку «исполнитель – организатор – заказчик».

 

Конечно, при этом на плечи сотрудников ложится огромная нагрузка, определяя которую, не обойдешься без цифр. Так, если за девять месяцев минувшего года в сфере деятельности СЗОТ было возбуждено 7 дел по части 4 статьи 188 УК РФ («Контрабанда, совершенная организованной группой»), то за тот же период нынешнего года – уже 58! Причем главный принцип, которым руководствуются в Оперативной, – доведение всех дел до логического конца. Иными словами, преступнику – место в тюрьме!

 

Что ни говори, а гражданин, вывозящий из Петербурга бриллиант в каблуке собственного ботинка, наносит меньший ущерб государству, чем деятельность организованных преступных групп. Именно выявлением их и занимается Оперативная таможня, являясь важным инструментом ФТС, с помощью которого Федеральная таможенная служба реализует полномочия, предоставленные Законом РФ об оперативно-розыскной деятельности. Это означает, что в составе СЗОТ, отметившей минувшим летом свое десятилетие, есть все необходимое для работы, в том числе и соб­ственный агентурный аппарат.…Прощаясь с Сергеем Владимировичем, я спросил, хотелось бы ему, чтобы работа Оперативной таможни была отражена в художе­ственных произведениях – книгах, киносценариях. Ответ был неожиданным: «Ни в коем случае! И никто из оперативников этого не хочет: писатели и киношники только от работы отвлекать будут. Да и служба наша не любит громкой огласки…» Для себя я истолковал эти слова так: не ради славы служим, а для того, чтобы за державу не было обидно.

 

Экономический эффект от деятельности оперативных таможен выражен в десятках и сотнях миллионов пресловутых у. е. Но Сергей Паддуб­ский считает, что при подсчете материального урона, наносимого России, надо исходить не из стоимости задержанной контрабанды, а из ущерба госбюджету. Это – не выплаченные налоги, другие официальные платежи, которые участники внешнеэкономической деятельности обязаны осуществить в пользу государства.

 

Сохранены огромные средства

 

Заслон наркотикам

 

Кстати, встречающиеся в городе объявления о распродаже так называемого таможенного конфиската не имеют никакого отношения к деятельности таможни. Сергей Паддубский уточнил: «Как таковой, таможенный конфискат прекратили распродавать в конце девяностых годов прошлого века. Даже сам этот термин давно умер. Все материальные средства, задержанные на границе, передаются в российский Фонд федерального имущества. А пресловутый конфискат, продаваемый на развалах, – дешевые подделки, производимые, как утверждал Остап Бендер, “в Одессе, на Малой Арнаутской”. Это не более чем рекламный ход!»

 

СЗОТ предпринимает все меры, чтобы поставить им надежный заслон. Есть серьезные успехи. Только в 2007 году в Северо-Западном регионе России задержано более ста килограммов кокаина. А за последние три года – более четверти тонны самых различных наркотиче­ских веществ. Только на днях конфисковано более двадцати тонн маковой соломки! Наркобароны несут убытки, расшатывается сеть наркоторговли. За последние три года только на «морском канале» наркотрафика осуждено десять человек. А сколько дел еще находится в производстве! Чтобы набить кошелек и при этом обезопасить себя, контрабандисты пытаются привлечь к своему черному промыслу недобросовестных сотрудников таможни. В правоохранительном блоке, хоть и единичные, такие примеры есть. Управление собственной безопасности, кадровые службы усиленно борются с этими позорными и преступными явлениями. Более веское слово в адрес такого рода оборотней в погонах могло бы сказать и государство. Для этого необходимо увеличить явно недостаточное финансирование борьбы с контрабандой – от элементарного увеличения заработной платы сотрудников до обеспечения их современной техникой, расширения штатов.

 

Но есть вред, наносимый одним из серьезнейших видов контрабанды, который невозможно исчислить в долларах или евро. Это – наркотики.

 

Есть еще один фактор, способствующий работе таможенников. Это их четвероногие помощники, состоящие на службе в СЗОТ. Собаки помогают находить наркотики, даже те, что залиты медом или машинным маслом. «Наши собаки – самые лучшие!» – с гордостью говорит Сергей Паддубский.

 

«Нечеловеческий» фактор

 

В 2006 году Северо-Западная оперативная таможня признана лучшей среди аналогичных подразделений ФТС России. На самом видном месте актового зала красуются диплом и переходящий вымпел. Есть все основания полагать, что по итогам работы таможни в текущем году эти отличия останутся в этом коллективе и на следующие двенадцать месяцев.

 

Естественно, я спросил у генерал-майора таможенной службы, какие породы наиболее эффективны в его деле. «Сколько кинологов – столько и мнений, — ответил он. – Кто-то души не чает в лабрадорах, кто-то – в кокер-спаниелях. Одно очевидно: крупную собаку не запустишь в забитый товарами контейнер. Одни привыкли работать в морском порту, другие – в воздушном. Кинолог с собакой составляют неразделимую пару. Вместе они – настоящие фанаты своего дела!»

 

С ними можно горы свернуть!»

 

«Я уверен, что наши успехи полностью зависят от человеческого фактора. От энтузиазма и преданности делу, – подводит итог беседе генерал Паддубский. – Таких сотрудников у нас – большинство.

 



 

Дороги в будущее. Когда сбываются надежды. Страховой бизнес будет прирастать регионами. Пенсионная история российских железных дорог. Как получить заказ от города?. Убедительная победа. Строить дороги сообща.

 

На главную  Анализ 

0.0077
Яндекс.Метрика