На главную  Анализ 

 

Они спасают Россию. Под таким заголовком американская газета «Нью-Йорк сан» пишет о растущей роли малых предприятий в России. Ниже следует сокращенный текст статьи.

 

что они пишут о нас

 

Впечатляющий рост предпринимательской активности в России за столь короткий период – достижение, кажущееся почти невероятным. Столь же трудно понять и тот факт, что нам ничего об этом не сообщают. Это весьма прискорбно, поскольку при тщательном анализе становится ясно, что именно развитие малого и среднего бизнеса – от микропредприятий, где работает до 15 человек, до среднего размера фирм с числом работников до 250 человек – вселяет ту самую надежду, которой нам всем так не хватает, когда мы думаем о России. Эти предприниматели не только вносят важнейший вклад в экономику, но и активно создают деловые ассоциации – и это в стране, где, как считается, отсутствуют основы гражданского общества.

 

Начнем с цифры, которая сама по себе заслуживает быть вынесенной в заголовок: по данным сразу двух исследований, на долю малого и среднего бизнеса – микро-, малых и средних предприятий – приходится до 40% от российского ВВП. А ведь всего 20 лет назад в Советском Союзе практиче­ски все виды частной экономической деятельности считались уголовным преступлением, каравшимся вплоть до смертной казни – по таким статьям, как хищение, подкуп должностных лиц и спекуляция.

 

Деятельность российского финансового сектора, в адрес которого раздается столько упреков, дает повод для оптимизма, если оценить ее с точки зрения кредитования малого и среднего бизнеса. Те, кто сетует, что предложение микрокредитов удовлетворяет спрос лишь на 15%, а кредиты малым и средним предприятиям – на 22% спроса, не стоит забывать, что российские банки только начали осваивать этот рынок.

 

Повод для оптимизма

 

Другой позитивный и также малоизвестный пример – ситуация в российском кооперативном секторе. К концу 2005 г. в России действовало примерно 600 потребительских кредитных кооперативов и более 550 сельскохозяй­ственных кредитных кооперативов, обслуживавших до 200 000 клиентов-микропредприятий. Российский кооперативный сектор сочетает преимуще­ства движения, родившегося «снизу», с высоким чувством ответственности. Уже несколько лет кооперативы просят государство разработать правовые нормы регулирования их деятельности.

 

Они продемонстрировали способность действовать оперативно на тех направлениях, где открываются благоприятные возможности. За последние три года объем потребительского кредитования увеличивался в среднем на 100% в год.

 

Наконец, опыт России позволяет совершенно по-новому взглянуть на роль микрокредитования в экономическом развитии. В России отсутствуют многолетние банковские традиции, из-за которых подобная форма финансирования считается чуть ли не благотворительной помощью малоимущим. В этой стране микрокредиты внедряются как один из банковских продуктов, способный помочь созданию новых предприятий и внести свой вклад в экономический рост. Поскольку в таком росте заинтересованы все, микрокредитование выглядит весьма привлекательным инструментом в глазах россий­ских банкиров, регулирующих органов, и политических руководителей. Опыт России показывает, что микрофинансирование может получить куда более широкое распространение, если избавится от ярлыка «помощи бедным».

 

Мощный средний класс

 



 

Перераспределение мировых богатств. Заработать на достойную старость. Полюбить Россию, как Коэльо. Наша первая вселенная. Два года безвестности. Человек – звучит гордо, если он потребляет только лучшее. Отрицательный результат… положительных усилий.

 

На главную  Анализ 

0.0119
Яндекс.Метрика