На главную  Анализ 

 

Валерий Гергиев:. – Валерий Абисалович, Мариинский театр по праву считается колыбелью классики, высокого петербургского стиля. А как вы относитесь к новаторским постановкам?

 

«Не заигрывать, а приобщать к высокому»

 

– Вы довольны тем, как развиваются отношения театра со средствами массовой информации, чья прямая задача – быть компасом петербуржцев в мире истинных художественных ценностей?

 

– Я считаю, что сегодня мы в Мариинском театре достаточно играем музыки композиторов нового поколения, которые творили в Петербурге и на территории бывшего СССР уже после Шостаковича и Прокофьева. В связи с этим не знаю, есть ли необходимость нам гнаться за модой и каждый сезон устраивать скандальные премьеры, вроде «Детей Розенталя», поставленных в Большом театре. Да, спектакль наделал много шума, депутаты отправились в Большой театр, чтобы запрещать, не пущать… Но из-за чего весь сыр-бор разгорелся? Из-за романа Сорокина, по которому поставлена опера, или из-за музыки Десятникова? И имеем ли мы в этом случае дело с действительно крупным творческим явлением? Ведь замах-то был на рубль. А каким оказался сам «удар»? Если на копейку, то здесь есть о чем задуматься… К тому же, я уверен, что на академической сцене можно ставить далеко не все. И у нас в этом смысле бывают проколы. Может, следует все-таки как-то разумно цензурировать все, что отдается на суд зрителя. Ведь отвечать за конечный результат придется театру. Кто-то скажет: ну, вот такие сегодня нравы, такие правила игры… Думаю, творческая репутация нашего театра настолько самодостаточна, что мы можем не заигрывать с публикой. Тем не менее, отвечая на вызовы времени, мы регулярно приглашаем к сотрудничеству режиссеров-новаторов. Напомню, что наш «Огненный ангел» в постановке Дэвида Фримана в свое время стал настоящей оперной сенсацией – не только в рамках Петербурга, а в мировом масштабе.

 

– Каких гостей примет в этом сезоне Мариинская сцена?

 

– Очень хочется создать некий продуктивный альянс с нашими крупнейшими медиа-группами и телеканалами, чтобы они давали системную информацию о самых значимых явлениях искусства, связанных корнями с Россией, с Петербургом. В этом смысле заслуживает внимания фестиваль «Новые горизонты», который проходит сейчас. Это уже четвертый фестиваль на базе Мариинского театра, инициатором которого я являюсь. Наряду со «Звездами белых ночей» и набирающим обороты балетным фестивалем он должен привлечь внимание публики и профессионалов как в Петербурге, так и за его пределами. Очень важной считаю еще одну нашу инициативу – возрождение в Петербурге духа масленичных гуляний. Мы уже договорились с Валентиной Ивановной Матвиенко, что такой фестиваль следует проводить под патронатом губернатора, поскольку это очень питерское явление. Вспомните «Петрушку» Стравинского, где стихия народного празднества, как шквал, выплескивается на зрителя. Так что с учетом Московского Пасхального фестиваля пять крупнейших музыкальных событий в год проходят при мощном участии творческих сил Мариинского театра.

 

– На каких площадках будут выступать в городе артисты Мариинки?

 

– Активный экономический рост в стране расширяет возможности культурных обменов. Желанные гости на нашей сцене – коллеги из Большого театра и московского Театра Станиславского. В новом Концертном зале выступают музыканты Лондонского и Баварского оркестров, ожидается приезд выдающегося итальянского дирижера Риккардо Мути, который до этого уже дважды бывал в Петербурге. 30 октября маэстро Мути выступит с созданным им три года назад молодежным Оркестром Луиджи Керубини (Luigi Cherubini Orchestra) и известными итальянскими певцами, лауреатами международных премий и конкурсов. Традиции итальянского музыкального театра у нас чтут: мы тесно сотрудничаем с миланским «Ла Скала», с фестивалем «Равенна», который считаем лучшим музыкальным форумом в Италии. С подачи Мариинского театра петербуржцы хорошо знают музыку Пуччини и Верди, – кстати, не за горами новая постановка «Аиды». 1 ноября состоится наша первая в сезоне оперная премьера – «Отелло» Джузеппе Верди. Мы и сами активно гастролируем по всему миру: артистов Мариинского театра хорошо знают в Америке и Канаде, Японии, Китае и Гонконге, не говоря уже о странах Европы.

 

– Сколько премьер вы ставите за сезон?

 

– Скоро у театра будет три своих здания, кроме того, идет реконструкция комплекса Новой Голландии, где откроется грандиозный культурный центр. На разных сценах проходит десять музыкальных фестивалей, каждый из которых завязан на наш оркестр, солистов оперы. Кто, скажем, главные звезды фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»? Наши Павловская и Герелло, Бородина и Галузин, да та же Аня Нетребко.

 

Я как никто другой понимаю, как важно представлять российское искусство за рубежом, но в том же Карнеги-холле меня и ценят прежде всего за то, что за мной стоят сила и традиции Мариинского театра.

 

– Около десятка. Вот и совсем недавно состоялась премьера балета Silenzio. Это творческая заявка нашей прима-балерины Дианы Вишневой, которую мне пришлось по-отечески пожурить за то, что ее чаще видят зрители Нью-Йорка, чем петербуржцы.

 

– Да, например, у нас очень сердечные отношения с коллективом СПбГУ – как с университетской профессурой, так и со студентами. Безо всяких контрактов мы даем для них бесплатные концерты, и это чистый жест дружбы. Потому что мы сознаем, что молодежь – это наша потенциальная, и лучшая аудитория. Но и театру сегодня как никогда нужна поддержка. Ведь наша работа способствует тому, чтобы год от года росло число петербуржцев, приобщившихся к высокому искусству.

 

– Мариинский театр известен и своими благотворительными акциями…

 



 

Что везет колесница Славы?. Правительство Санкт-Петербурга. ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Две легенды. Обращение губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко по случаю Международного дня толерантности. К Федору Михайловичу. Врата морские....

 

На главную  Анализ 

0.0094
Яндекс.Метрика