На главную Анализ
Лечение души. Ученые долго не могли понять, отчего античная Эллада – именно этот крохотный клочок земли – стала местом рождения величайшей в Европе цивилизации. Некоторые считают, будто причиной был климат. Ровная сухая жара, когда человек словно растворяется в воздухе, ароматы густых лесов (их остатки, увы, сгорели во время недавних пожаров), целебные испарения теплого моря и всегда голубое небо дают человеку прилив необыкновенной энергии, рождают бодрость и ясность мысли. Именно греки до сих пор живут дольше всех в Европе. И, наверное, именно поэтому Эллада стала родиной многих искусств, наук, в том числе и медицины. Таблетки, микстуры – так многие сегодня лечат болезни. Однако в древности врач был богом и лечил прежде всего не тело, а душу, полагая, что надо бороться не с последствиями болезни, а с ее причинами. В Европе первый бог врачевания – Асклепий, выдвинувший теорию «лечения души», появился в Греции. Бога врачевания у греков звали Асклепий (в России он известен как Эскулап – в римской интерпретации). Ему был посвящен храм Асклепия, что в городке Эпидавр на полуострове Пелопоннес. Именно святилища Асклепия были первыми больницами и санаториями в Европе, а его жрецы – профессиональными врачами. Его звали Асклепий Слава Асклепия как искусного врача быстро росла. Не было болезни, которую не мог бы излечить великий целитель. Люди перестали умирать, и тогда демон смерти Танатос пожаловался Зевсу, что Асклепий нарушает установленный на земле порядок. Зевс задумался: «Если люди станут бессмертными, то кто тогда отличит их от богов?» Разгневавшись, могучий громовержец поразил врача молнией. Но потом смилостивился и воскресил Асклепия, взяв с него клятву никогда более не воскрешать мертвых. Асклепий, согласно греческим мифам, был рожден от союза Аполлона со смертной женщиной Коронидой. Искусству врачевания его научил мудрый кентавр Хирон. Он возил мальчика по плодородным долинам Эллады, выкапывал копытами цветы и коренья, объясняя их чудодейственные свойства. Еще тогда Асклепий подружился со змеями, поняв, что яд змеи может не только вызвать смерть, но и спасти жизнь. С тех пор его стали изображать с посохом или чашей, обвитыми змеей. Кстати, именно поэтому сегодня на аптеках часто изображают чашу, обвитую змеей.Главным в медицинской школе Асклепия была психотерапия (лечение души). Больного заставляли поверить в исцеление. Делалось это на сеансе «шоковой терапии»: пациента запирали на ночь в священной колоннаде (такой метод лечения называется «инкубация»). Почти во всех «отчетах» на каменных плитах больные свидетельствуют о том, что во сне им являлся сам бог Асклепий и делал предсказания о ходе лечения. В Древней Греции храмы, посвященные великому целителю, назывались «Асклепион» и находились на Арголидском полуострове, одном из самых красивых уголков Эллады с особым микроклиматом. В античные времена там был порт, имевший удобный выход к Эгейскому морю. Крупнейший лечебно-оздоровительный центр античного мира, возникший в 6 веке до н. э., располагался в поросшей средиземноморскими соснами уютной долине возле античного Эпидавра, где некогда били ключи с целебной водой. Под вечно голубым небом возвышались нарядные храмы с мраморными колоннами, богато украшенные скульптурой, приюты для паломников и пациентов, лечебные и процедурные корпуса, бассейны с минеральными источниками. Почти ничего из этого не сохранилось. В 395 году готы Алариха разграбили Эпидавр, а в 426 году византийский император Феодосий вообще запретил культ Асклепия, назвав его языческим. Культ врачевателя Как выглядел храмовый комплекс бога врачевания, сегодня можно только догадываться. Больше известно о самом «божественном лечении». Греческие археологи извлекли из-под земли множество мраморных плит с надписями – детальными отчетами паломников о чудесных исцелениях Асклепием их недугов. Нашли также древние щипцы, скальпели, иглы и прочий инструментарий, однако служители культа Асклепия не были сторонниками хирургического вмешательства. Основными методами врачевания служили диета, гидротерапия (принятие ванн из минеральной воды), массаж, ароматерапия (курение благовоний), прогулки и лечебный сон на свежем воздухе. Но главным же в медицинской школе Асклепия была психотерапия – лечение души. Больного заставляли поверить в исцеление. Делалось это на сеансе «шоковой терапии»: пациента запирали на ночь в священной колоннаде (такой метод лечения назывался «инкубация»). Почти во всех «отчетах» на каменных плитах больные свидетельствуют, что во сне им являлся Асклепий и делал предсказания о ходе лечения. Божественное лечение Чудеса Эпидавра Другим важным методом лечения была музыкотерапия. Похоже, что жрецы храма Асклепия знали о связи музыки и медицины гораздо больше современных врачей, которые еще только начинают открывать целебную силу воздействия мелодий на человека. Театр состоит из умело вписанного в склон горы каменного амфитеатра с рядами сидений и круглой каменной сценой, восхищая изяществом архитектурного решения и фантастической акустикой. Слово, произнесенное шепотом на сцене, отчетливо слышно в последнем ряду. Не нужны ни усилители, ни микрофоны. Невозможно понять, как может быть достигнут такой звуковой эффект в зале под открытым небом. В храмовый комплекс Асклепия входил знаменитый театр в Эпидавре, где пациенты присутствовали на музыкальных представлениях. Это единственное уцелевшее здание святилища и единственный античный театр Древней Греции, дошедший до нас практически в первозданном виде. Историк Павсаний назвал его «самой гармоничной постройкой» в Элладе. Именно этот театр, а не, увы, многими забытый Асклепий-Эскулап, и привлекает сейчас в Эпидавр толпы туристов со всего света. Свое объяснение этого фантастического феномена в Эпидавре выдвинула российская художница Татьяна Хвостенко, ныне, увы, уже покойная, которая не раз приезжала в Грецию. Она обратила внимание на тот факт, который до нее как-то не замечали: почему памятники античных Афин сохранились гораздо лучше, чем монументы Древнего Рима, которые куда «моложе»? Теория Хвостенко Ганозисом покрывались египетские пирамиды, сфинксы, а также греческий мрамор – статуи и целые здания, которые потом очень долго сохраняли блеск и свежесть. Позднее, когда наступил упадок Афин, секрет этой технологии был утрачен. Римляне уже ничего не знали про чудодейственный ганозис и потому более «молодые» памятники Древнего Рима – черные и уже рассыпающиеся – выглядят сейчас куда старше греческих. Наверное, решила Хвостенко, все дело в том, что греческие памятники имели какое-то особое защитное покрытие. Историк Плиний-старший писал, что в древности существовала технология, которая могла надежно защищать мрамор от вредного воздействия окружающей среды – дождей, туманов, смога и т. п. В ней использовалось особое средство покрытия – так называемый «ганозис», что означает «блеск», «блестящий». Его происхождение уходит в глубь тысячелетий. В Эпидавре есть небольшой музей (в нем и хранится любопытная коллекция надписей о чудесах, совершенных Асклепием), но самые ценные находки перекочевали в Национальный археологический музей в Афинах. Греческие же теории «лечения души» сейчас активно возрождаются, хотя многое в них непонятно до сих пор. По мнению Хвостенко, эта технология использовалась и в Эпидавре. Камни античного театра обрабатывались ганозисом, отчего сооружение и приобрело не только долговечность, но еще и фантастическую акустику.
Загадка чудотворной иконы. УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА НА ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА И О НАЧАЛЕ РАБОТЫ НОВОГО РЕГИСТРАТОРА. Спортивная мозаика. Счастливого пути, машинист!. «Тепловая» революция. Парк для инноваций. Авангард китайской тушью. На главную Анализ 0.0113 |
|