На главную  Анализ 

 

Лечение души. Ученые долго не могли понять, отчего античная Эллада – именно этот крохотный клочок земли – стала местом рождения величайшей в Европе цивилизации. Некоторые считают, будто причиной был климат. Ровная сухая жара, когда человек словно растворяется в воздухе, ароматы густых лесов (их остатки, увы, сгорели во время недавних пожаров), целебные испарения теплого моря и всегда голубое небо дают человеку прилив необыкновенной энергии, рождают бодрость и ясность мысли. Именно греки до сих пор живут дольше всех в Европе. И, наверное, именно поэтому Эллада стала родиной многих искусств, наук, в том числе и медицины.

 

Таблетки, микстуры – так многие сегодня лечат болезни. Однако в древности врач был богом и лечил прежде всего не тело, а душу, полагая, что надо бороться не с последствиями болезни, а с ее причинами. В Европе первый бог врачевания – Асклепий, выдвинувший теорию «лечения души», появился в Греции.

 

Бога врачевания у греков звали Асклепий (в России он известен как Эскулап – в римской интерпретации). Ему был посвящен храм Асклепия, что в городке Эпидавр на полуострове Пелопоннес. Именно святилища Асклепия были первыми больницами и санаториями в Европе, а его жрецы – профессиональными врачами.

 

Его звали Асклепий

 

Слава Асклепия как искусного врача быстро росла. Не было болезни, которую не мог бы излечить великий целитель. Люди перестали умирать, и тогда демон смерти Танатос пожаловался Зевсу, что Асклепий нарушает установленный на земле порядок. Зевс задумался: «Если люди станут бессмертными, то кто тогда отличит их от богов?» Разгневавшись, могучий громовержец поразил врача молнией. Но потом смилостивился и воскресил Асклепия, взяв с него клятву никогда более не воскрешать мертвых.

 

Асклепий, согласно грече­ским мифам, был рожден от союза Аполлона со смертной женщиной Коронидой. Искусству врачевания его научил мудрый кентавр Хирон. Он возил мальчика по плодородным долинам Эллады, выкапывал копытами цветы и коренья, объясняя их чудодейственные свойства. Еще тогда Асклепий подружился со змеями, поняв, что яд змеи может не только вызвать смерть, но и спасти жизнь. С тех пор его стали изображать с посохом или чашей, обвитыми змеей. Кстати, именно поэтому сегодня на аптеках часто изображают чашу, обвитую змеей.Главным в медицинской школе Асклепия была психотерапия (лечение души). Больного заставляли поверить в исцеление. Делалось это на сеансе «шоковой терапии»: пациента запирали на ночь в священной колоннаде (такой метод лечения называется «инкубация»). Почти во всех «отчетах» на каменных плитах больные свидетель­ствуют о том, что во сне им являлся сам бог Асклепий и делал предсказания о ходе лечения.

 

В Древней Греции храмы, по­священные великому целителю, назывались «Асклепион» и находились на Арголидском полуострове, одном из самых красивых уголков Эллады с особым микроклиматом. В античные времена там был порт, имевший удобный выход к Эгейскому морю. Крупнейший лечебно-оздоровительный центр античного мира, возникший в 6 веке до н. э., располагался в поросшей средиземноморскими соснами уютной долине возле античного Эпидавра, где некогда били ключи с целебной водой. Под вечно голубым небом возвышались нарядные храмы с мраморными колоннами, богато украшенные скульптурой, приюты для паломников и пациентов, лечебные и процедурные корпуса, бассейны с минеральными источниками. Почти ничего из этого не сохранилось. В 395 году готы Алариха разграбили Эпидавр, а в 426 году византийский император Феодосий вообще запретил культ Асклепия, назвав его языческим.

 

Культ врачевателя

 

Как выглядел храмовый комплекс бога врачевания, сегодня можно только догадываться. Больше известно о самом «божественном лечении». Грече­ские археологи извлекли из-под земли множество мраморных плит с надписями – детальными отчетами паломников о чудесных исцелениях Асклепием их недугов. Нашли также древние щипцы, скальпели, иглы и прочий инструментарий, однако служители культа Асклепия не были сторонниками хирургического вмешательства. Основными методами врачевания служили диета, гидротерапия (принятие ванн из минеральной воды), массаж, ароматерапия (курение благовоний), прогулки и лечебный сон на свежем воздухе. Но главным же в медицинской школе Асклепия была психотерапия – лечение души. Больного заставляли поверить в исцеление. Делалось это на сеансе «шоковой терапии»: пациента запирали на ночь в священной колоннаде (такой метод лечения назывался «инкубация»). Почти во всех «отчетах» на каменных плитах больные свидетельствуют, что во сне им являлся Асклепий и делал предсказания о ходе лечения.

 

Божественное лечение

 

Чудеса Эпидавра

 

Другим важным методом лечения была музыкотерапия. Похоже, что жрецы храма Асклепия знали о связи музыки и медицины гораздо больше со­временных врачей, которые еще только начинают открывать целебную силу воздействия мелодий на человека.

 

Театр состоит из умело вписанного в склон горы каменного амфитеатра с рядами сидений и круглой каменной сценой, восхищая изяществом архитектурного решения и фантастической акустикой. Слово, произнесенное шепотом на сцене, отчетливо слышно в последнем ряду. Не нужны ни усилители, ни микрофоны. Невозможно понять, как может быть достигнут такой звуковой эффект в зале под открытым небом.

 

В храмовый комплекс Асклепия входил знаменитый театр в Эпидавре, где пациенты присутствовали на музыкальных представлениях. Это единственное уцелевшее здание святилища и един­ственный античный театр Древней Греции, дошедший до нас практически в первозданном виде. Историк Павсаний назвал его «самой гармоничной постройкой» в Элладе. Именно этот театр, а не, увы, многими забытый Асклепий-Эскулап, и привлекает сейчас в Эпидавр толпы туристов со всего света.

 

Свое объяснение этого фанта­стического феномена в Эпидавре выдвинула российская художница Татьяна Хвостенко, ныне, увы, уже покойная, которая не раз приезжала в Грецию. Она обратила внимание на тот факт, который до нее как-то не замечали: почему памятники антич­ных Афин сохранились гораздо лучше, чем монументы Древнего Рима, которые куда «моложе»?

 

Теория Хвостенко

 

Ганозисом покрывались египетские пирамиды, сфинксы, а также греческий мрамор – статуи и целые здания, которые потом очень долго сохраняли блеск и свежесть. Позднее, когда наступил упадок Афин, секрет этой технологии был утрачен. Римляне уже ничего не знали про чудодейственный ганозис и потому более «молодые» памятники Древнего Рима – черные и уже рассыпающиеся – выглядят сейчас куда старше греческих.

 

Наверное, решила Хвостенко, все дело в том, что греческие памятники имели какое-то особое защитное покрытие. Историк Плиний-старший писал, что в древности существовала технология, которая могла надежно защищать мрамор от вредного воздействия окружающей среды – дождей, туманов, смога и т. п. В ней использовалось особое средство покрытия – так называемый «ганозис», что означает «блеск», «блестящий». Его происхождение уходит в глубь тысячелетий.

 

В Эпидавре есть небольшой музей (в нем и хранится любопытная коллекция надписей о чудесах, совершенных Асклепием), но самые ценные находки перекочевали в Национальный археологический музей в Афинах. Греческие же теории «лечения души» сейчас активно возрождаются, хотя многое в них непонятно до сих пор.

 

По мнению Хвостенко, эта технология использовалась и в Эпидавре. Камни античного театра обрабатывались ганозисом, отчего сооружение и приобрело не только долговечность, но еще и фантастическую акустику.

 



 

Загадка чудотворной иконы. УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА НА ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА И О НАЧАЛЕ РАБОТЫ НОВОГО РЕГИСТРАТОРА. Спортивная мозаика. Счастливого пути, машинист!. «Тепловая» революция. Парк для инноваций. Авангард китайской тушью.

 

На главную  Анализ 

0.0113
Яндекс.Метрика